Эсминец "Настойчивый" отметил свое-20-летие

28.03.2013 В истории Военно-морского флота страны имя "Настойчивый" носили корабли двух поколений. Тридцать три года в состав Балтийского флота входил эсминец "Настойчивый", спущенный на воду в 1957 году.
Славное имя и морские традиции унаследовал новый корабль, который был заложен в Санкт-Петербурге на судостроительном заводе "Северная верфь". Эсминец проекта 956 -многоцелевой боевой быстроходный маневренный корабль для борьбы с подводными лодками, летательными аппаратами и кораблями противника, охраны и обороны соединений кораблей или конвоев на переходе морем. Используется также для разведывательной и дозорной служб, артиллерийской поддержки при высадке десанта и для постановки минных заграждений.
Первым командиром флагманского корабля стал капитан 1 ранга В.Н. Самчук. А в настоящее время экипажем руководит капитан 1 ранга А.В.Набока. В небольшом "коридоре истории" расположен стенд с фотографиями капитанов -"Настойчивый" воспитал плеяду флотоводцев, командиров соединений, объединений. В 1993 году эсминец стал первым российским кораблем, совершившим поход Кильским морским каналом. В 1994 году корабль принимал участие в праздновании "Эскадры свободы" в порту Руан.
Девиз "Первый среди равных" получен кораблем неслучайно. С 17 февраля по 30 апреля 1997 года состоялся поход эсминца "Настойчивый" и танкера "Лена" в Объединенные Арабские Эмираты и Южную Африканскую Республику. Корабль Балтийского флота впервые в его современной истории прошел вокруг Африки, преодолев путь в 20000 миль.
Командующий Балтийским флотом (1991-2001гг.) адмирал Владимир Егоров вспоминает:
- В 1996 году началась подготовка к дальнему походу эсминца "Настойчивый" в ЮАР. Это стало значимым событием, потому что поход был посвящен 75-летнему юбилею ВМС ЮАР. Мы знали, что этот поход должен быть особенно тщательно подготовлен, потому что ни разу корабли Балтийского флота не выполняли задачи сразу в двух океанах - Индийском и Атлантическом, с заходом в Абу-Даби для того, чтобы представить корабль на Международной выставке вооружения и техники.
Корабль вышел в море под флагом контр-адмирала Василия Апановича: - Мне приходилось бывать в разных походах. Бороздил моря и океаны еще в советское время. Если раньше мы ходили на боевую службу (на Кубу, в Средиземное море, в Анголу) и везде, чуть ли не на каждом углу стояли наш танкер, корабль, часто летала авиация, то когда мы шли в ЮАР в 1997 году, на пространстве Мирового океана не было ни одной родственной души (я имею в виду - российских кораблей, судов, самолетов). Это главное отличие. Известный всему Балтийску Михаил Сорин возглавлял тогда корабельную группу специализированной медицинской помощи на борту эсминца "Настойчивый". Это мастер своего дела, настоящий корабельный доктор, который спас десятки жизней. Дальний поход в 1997 году для него был уже 28-м по счету. Но в виду того, что поход эсминца вокруг Африки стал для моряков изнурительной, физически очень трудной работой, с которой справлялись далеко не все, пополняя ряды заболевших в корабельном лазарете, знания и опыт флотского медика оказались очень востребованными. Но Михаил Борисович не унывал от свалившейся на его плечи работы и, больше того, успел увидеть и красоты двух океанов и именно в это время написал поэму "Одиссея".
15 марта 1997 года ЭМ "Настойчивый" ошвартовался в порту Абу-Даби, где принял участие в Международной выставке вооружения и военной техники. И далее проследовал к берегам ЮАР.
- Парад состоялся в рейде порта Кейптаун, - вспоминает Василий Апанович. - Мне посчастливилось наблюдать за ним с борта президентской яхты "Протея", которая проходила мимо строя идущих боевых кораблей, и президент ЮАР Нельсон Мандела приветствовал все корабли. И вот "Настойчивый" появился перед публикой! Командир корабля и начальник походного штаба построили экипаж на верхней палубе. Эсминец летел на высокой скорости, и на его борту вся техника и вооружение, которое могло, крутилось и вращалось (РЛС, артустановки). А по трансляции звучал марш "Прощание славянки". И вдоль борта наши моряки в такт музыке махали бескозырками. Это было незабываемо.:. На счету флагманского корабля Балтийского флота - призы за успешное выполнение ракетных и артиллерийских стрельб, отличные оценки за участие во многих учениях флота, в том числе международных. Неоднократно "Настойчивый" признавался лучшим кораблем Военно-морского флота страны.
Интересна его богатая история и тем, что на эсминце побывали все президенты России. Борис Ельцин летом 1996 года, Владимир Путин дважды -в 2000 и 2006 и Дмитрий Медведев в 2011 году.
Сегодня экипаж "Настойчивого" готовится к параду в честь 310-летия Балтийского флота, который состоится в Санкт-Петербурге в мае этого года. В день рождения корабля хочется пожелать ему и дальше продолжать славную историю, воспитывать лучших сынов Отечества, оставаться первым среди равных.
*** ТТХ Скорость - 32 узла Экипаж - 296 человек Автономность плавания - 30 суток Водоизмещение - 8000 тонн Длина - 156,5 метра Ширина - 17,2 метра Осадка - 5,96 метра
*** Вооружение Две спаренные артиллерийские установки АК-130/54, четыре 30 мм шестиствольные артиллерийские установки АК-630, две счетверенные пусковые установки противокорабельных крылатых ракет П-270 "Москит", две шестиствольные реактивные бомбометные установки РБУ-1000, две установки зенитно-ракетного комплекса "Штиль", два сдвоенных 533 мм торпедных аппарата. На борту располагается один вертолет Ка-27.
При подготовке материала использован очерк "Африканская жара эсминца Настойчивый" ("Страж Балтики" от 27 апреля 2012 года, автор - Юрий Дмитриев).
"Вестник Балтийска"



Возврат к списку

Детективное агентство "Открытие"