Потомки моряков -участников «Таллинского перехода» посетили музей Северной верфи

Потомки моряков -участников «Таллинского перехода» посетили музей Северной верфи 01.04.2016

Потомки моряков - участников «Таллинского перехода» посетили музей завода и ознакомились с его экспозицией.

«Таллинский переход»  - так названа историками операция по эвакуации основных сил Балтийского флота из осажденного фашистами Таллина, результатом которой стали огромные людские потери и гибель многих кораблей и судов. Масштабы балтийской трагедии 1941 г. некоторые участники «Таллинского перехода» сравнивали с Цусимской катастрофой 1905 г.

История «Таллинского перехода» такова: после начала войны под натиском наступавших фашистских войск корабли Балтийского флота были стянуты к Таллину, при почти полном господстве немецкой авиации в воздухе и при постоянно усиливающейся минной опасности. 5 августа фашистам удалось выйти на ближние подступы к Таллину, а спустя еще два дня — к побережью Финского залива западнее и восточнее города и тем самым блокировать его с суши. В течение трех недель Таллин обороняли части 10-го стрелкового корпуса 28-й армии, отряды морской пехоты, полк латышских и эстонских рабочих, всего 27 тысяч человек, которых поддерживали корабельная артиллерия, береговые батареи и авиация флота. В ходе кровопролитных боев 20 августа 1941 года немцы вышли к пригородам Таллина. 26 августа Ставка Верховного главнокомандования приняла решение перебазировать флот и гарнизон Таллина в Кронштадт и Ленинград. Это решение запоздало. 27 августа противник прорвался в Таллин, где завязались уличные бои.

22 августа 1941 г. был перехвачен подписанный 17 августа приказ Гитлера, требовавший уничтожения всего Балтийского флота на минно-артиллерийской позиции в районе средней части Финского залива. Эта задача возлагалась на береговые батареи, торпедные катера, подводные лодки и авиацию. Несмотря на такое предупреждение, сколь-нибудь серьезного противодействия мероприятиям врага организовано не было.

28 августа началась эвакуация. Эвакуировавшийся флот включал в себя боевые корабли (крейсер «Киров», эсминцы, сторожевики, тральщики, подводные лодки, катера-охотники и др.) и множество судов гражданского назначения: пассажирские теплоходы, ледоколы, буксиры, танкеры и пр., наскоро приспособленные под транспорты. Две эти группы кораблей резко отличались скоростью хода, вооружением, противоминной защитой, что сказалось практически сразу по выходе в море.

В ходе эвакуации необходимо было преодолеть заминированный фашистами фарватер. Тральщики, шедшие впереди, подсекали мины, которые или взрывались в тралах, выводя их из строя, или всплывали на поверхность. В последнем случае их полагалось расстреливать, а это делалось далеко не всегда. Полоса, протраленная тральщиками, оказалась узкой. Отмечено много случаев, когда корабль, отвернув от одной мины, подрывался на другой и в считанные минуты шел ко дну. Более быстроходные боевые корабли, обгоняя транспорты и тральщики, выходили на непротраленные места и погибали.

Сверху работала вражеская авиация. Если боевые корабли, имевшие зенитные установки, встречали «юнкерсы» плотным заградительным огнем, который мешал, по крайней мере, прицельному бомбометанию, то гражданские суда могли противопоставить налетам лишь стрельбу из легкого стрелкового оружия. Получая сильнейшие повреждения от бомб и мин, почти беззащитные транспорты один за другим уходили под воду.

 Из Таллина вышли 225 кораблей и судов (в том числе 151 военный корабль, 54 вспомогательных судна, 20 транспортов). До Кронштадта дошли 163 из них (132 военных корабля, 29 вспомогательных судов, 2 транспорта), а также неустановленное число малотоннажных гражданских судов и плавсредств, не подчинённых Военному совету флота. Во время перехода погибли 62 корабля и судна (19 боевых кораблей и катеров, 25 вспомогательных судов, 18 транспортов).

Точная цифра людских потерь, по-видимому, никогда не будет установлена, никакого учета эвакуируемых, тем более поименных списков, никто не вел. По данным на 2 сентября 1941 г. было спасено 14 800 человек.


На фото:

  • Лариса Баженова, дочь помощника командира эсминца «Артем». 27 августа 1941 года в 23 часа 15 минут эсминец «Артем» подорвался на мине и затонул. Это был последний эсминец типа «Новик» (построен на Северной, в то время Путиловской, верфи) в составе Балтийского флота.
  •  Валерий Шагин, внук помощника командира эсминца «Калинин» типа «Новик». 28 августа 1941 года «Калинин» затралил параваном мину, взорвавшуюся у борта. Получив большие повреждения корпуса, корабль продолжал оставаться на плаву благодаря самоотверженным усилиям экипажа. В течение часа команда  смогла организованно покинуть корабль, не понеся при этом дополнительных потерь.
  •  Мария Инге-Вечтомова, внучка поэта и прозаика Юрия Алексеевича Инге, погибшего 28 августа на корабле КБФ «Вальдемарас».





Возврат к списку

Детективное агентство "Открытие"