В ЦВММ откроется выставка, посвященная 110-летию основания Северной верфи

В ЦВММ откроется выставка, посвященная 110-летию основания Северной верфи 30.06.2022

В Центральном военно-морском музее имени императора Петра Великого 1 июля открывается выставка «Искусство строить корабли». Выставка посвящена 110-летию основания Судостроительного завода «Северная верфь». В экспозиции будут представлены модели кораблей и судов, построенных корабелами.

Историю завода принято отсчитывать от 1(14) ноября 1912 года, когда Правление Общества Путиловских заводов официально уведомило об открытии самостоятельного действия Путиловской верфи как судостроительного завода Общества. Горькие уроки Русско-японской войны заставили власть страны обратить внимание на состояние Военно-Морского Флота. Именно программа его развития позволила построить на окраине Санкт-Петербурга новую верфь невиданных размеров и производительности.

Самым известным кораблем, построенным путиловскими корабелами в  первой половине XX века, стал самый быстроходный паротурбинный минный крейсер «Новик». Именно «Новик» подарил заводу традицию технологического лидерства. Строительство «Новика» как бы предрекло судьбу завода – в течение всей своей трудовой жизни хранить звание ведущего предприятия отечественного судостроения, где слово «впервые» постоянно связано с кораблями, построенными на верфи.

За первые 4 года деятельности на верфи были построены 7 миноносцев, 4 тральщика, плавучая база для подлодок «Тосно» и первое авианесущее судно для гидросамолетов «Орлица», 140 полупонтонов, 23 землечерпалки, плавучий элеватор и судоремонтный док: всего 183 единиц согласно заводской регистрации.

До Великой Отечественной войны на верфи были построены лидеры эсминцев «Ленинград» и «Минск», сторожевые корабли проекта 2, составившие знаменитый дивизион «плохой погоды», эскадренные миноносцы проектов 7, 7У и 30, сторожевые корабли проекта 29 и др.

С началом войны завод перешел на военное положение, до позиций противника было  чуть больше трех километров, но работы по достройке и ремонту кораблей продолжались.  На фронт с завода ушло 4 355 человек, большинство из них составило ядро полка дивизии Народного ополчения.

Корабелы, оставшиеся на заводе, осуществляли ремонт кораблей, участвовали в сооружении оборонительных рубежей города, строили тендеры и плашкоуты для Ладожской водной Дороги жизни.

Дата 27 января 1944 г. стала не только праздником снятия блокады Ленинграда — с этого дня рабочие стали возвращаться на основную территорию завода. Началось его восстановление из руин и пепла.

С 1946 г. на заводе развернулось строительство крупных серий надводных кораблей. Это были знаменитые эсминцы проекта 30 бис – полностью сварные корабли. При этом был установлен рекорд скорости постройки – 9 месяцев.

В феврале 1952 г. завод приступил к строительству эсминцев проекта 56 – серия из 12 кораблей была завершена в 1958 г. Эти эсминцы показали отличные мореходные качества, а их конструкция послужила основой для дальнейшего совершенствования кораблей этого класса на десятки лет вперед.

Первые пуски крылатых ракет, первый взлет и посадка вертолета на палубу — все это связано с кораблями, построенными на «Северной верфи».

В нашей стране был создан самый крупный в мире по водоизмещению и количеству кораблей флот – единственный в мировой истории, которому ставилась задача «один против всех» и она была ему по плечу. В этом немалая заслуга корабелов «Северной верфи».




Возврат к списку

Детективное агентство "Открытие"