Якорь на Дороге жизни

18.09.2012 Источник:  Санкт-Петербургские ведомости

На берегу Ладоги отметили 71-ю годовщину со дня начала действия водной Дороги жизни и 40-летие открытия музея «Дорога жизни» – филиала Центрального военно-морского музея. Здесь открылся новый памятник, но ветераны мечтают о большем: создать целый мемориальный комплекс.
Начались мероприятия не в самом музее, а неподалеку от него – в бухте Гольсмана на территории, отгороженной от поселка Осиновец забором воинской части. Здесь установили памятный знак, рассказывающий о действовавшей здесь в 1942 – 1944 годах временной Ладожской верфи.
Весной 1942 года прекратила работу ледовая дорога, и для обеспечения Ленинграда требовалось наладить массовые водные перевозки. В кратчайшие сроки нужно было построить новый, надежный, мощный транспортный флот. Ответственным назначили директора судостроительного завода им. А. А. Жданова (ныне «Северная верфь») Сергея Боголюбова. По его воспоминаниям, одним из первостепенных стал вопрос: где строить баржи? Доставить их из Ленинграда практически невозможно – противник потопит на Неве. Оставался один выход – собирать непосредственно у Ладоги. Но места здесь пустынные – ни электроэнергии, ни жилья, ни каких-либо иных строений. Тогда решили детали и секции изготавливать на предприятиях в Ленинграде, доставлять их по железной дороге к озеру и уже на берегу собирать баржи.
– Корабелы работали круглосуточно – в тяжелейших условиях, несмотря на постоянные вражеские бомбардировки, нехватку продовольствия, топлива и электроэнергии, – рассказал представитель «Северной верфи» Григорий Шаповалов. – Баржи водоизмещением 700 тонн собирались в рекордно короткие сроки – всего за пять – семь дней. И сразу же вставали в строй.
Установку памятного обелиска организовали совет ветеранов войны и труда судостроительного завода «Северная верфь», музей «Дорога жизни» и международный благотворительный фонд «Защитников Невского плацдарма».
– Особенно нам помогла публикация «Чертеж на столе» в одном из августовских номеров «Санкт-Петербургских ведомостей» – именно благодаря ей смогли точно определить, что представляли собой эти баржи, – признался инициатор создания памятника, член совета ветеранов «Северной верфи» Алексей Иовенко. – Пьедестал, на котором установили памятную табличку, уже сам по себе является военной реликвией: это пулеметная тумба с одного из кораблей. Ее выловили со дна Ладожского озера местные рыбаки. Хочется надеяться, что установка этого знака – только начало. Здесь должен быть достойный мемориал корабелам блокадного Ленинграда...
Из бухты Гольсмана праздник переместился к музею «Дорога жизни». Кульминацией стало открытие нового памятника: на гранитный постамент у музея встал якорь со сторожевого корабля «Конструктор», получившего тяжелые повреждения в результате вражеского авианалета в начале ноября 1941 года. Это одна из многочисленных находок водолазов, поднимающих военные реликвии со дна Ладожского озера.
– За последние несколько лет мы подняли восемь грузовиков со дна Ладоги, затонувших по Дороге жизни, – точнее, то, что от них осталось, – рассказал директор музея Александр Войцеховский. – Последнюю такую находку сделали год назад в 17 километрах от берега, в районе островов Зеленцы. Теперь она стоит возле музея. Машину нашли на глубине шести-семи метров...
Праздничная атмосфера не помешала вспомнить и о болевых точках музея. Одна из них – печальная судьба катера «Малый охотник» на открытой площадке у музея. Его деревянная обшивка гибнет, и корабль с каждым годом буквально рассыпается на глазах. Хочется надеяться, что еще не все потеряно: как прозвучало на празднике, общественная организация «Память» провела работу, связанную с обследованием катера, будет возведен навес, чтобы спасти корабль. Следующим этапом станет реставрация.
– Главная беда музея в том, что он несамостоятелен, – уверен Александр Войцеховский. – Все заработанное уходит в центральный музей, а сюда возвращается мало. Вот и приходится нам рассчитывать в первую очередь на свои силы. Хорошо, что у нас много бескорыстных и преданных друзей. Они помогают с текущим ремонтом, проводят уборку территории, красят скамейки, поребрики. Работая здесь, я, наверное, впервые понял, как все-таки много у нас хороших людей, готовых прийти на помощь. Очень приятно, что наши ветераны постоянно пишут письма во все властные инстанции о необходимости кардинально решить вопрос с музеем Дороги жизни. Здесь, по всему берегу Ладоги, должен быть мемориальный комплекс.
Долгое время эту тему поднимали общественники, теперь она перекочевала и в «верхи». В начале сентября вопрос о необходимости создания единого музейного комплекса «Дорога жизни» и выделения денег на ремонт и реконструкцию отдельных музейных объектов, посвященных истории блокады, обсуждался в Законодательном собрании Петербурга. Проект постановления внесла постоянная комиссия по социальной политике и здравоохранению.
Автор - Сергей Глезеров.



Возврат к списку

Яндекс.Метрика Детективное агентство "Открытие"