НА ПУТИ К СТОЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ

01.06.2012 Источник:  Морской вестник

После окончания Великой Отечественной войны  20 апреля 1946 г. завод им. А.А. Жданова был назначен головным по строительству большой серии эсминцев первого послевоенного поколения нового проекта 30бис (Фото1).
Материалы технического проекта и рабочие чертежи были разработаны  на заводе в филиале ЦКБ-17 позже преобразованном в ЦКБ-53 (в дальнейшем – «Северное ПКБ»)  По составу вооружения, новый проект мало чем отличался от предыдущих эсминцев за исключением того, что вместо 3-х трубных  были установлены 5-и трубные торпедные аппараты, несколько усилили зенитное вооружение и радиоэлектронное вооружение. Полное водоизмещение корабля превысило 3000 т. Главная энергетическая установка была сохранена по проекту 30К. Главная энергетическая установка была эшелонирована из 2-х котельных и одного машинного отделения мощностью по 30 000 л.с. на вал. Корпус корабля имел ту же архитектуру, что и проект 30К, но был выполнен полностью сварным, за исключением отдельных элементов клепанных соединений открытых палуб с бортами. Корпус собирался на стапеле из крупных объемных блоков и плоских секций.  Все секции собирались в закрытом цехе, что обеспечивало высокое качество выполняемых работ.
Скорость составляла 35,5 уз., а дальность плавания экономичной скоростью  3500 миль.
Эсминцы этого проекта строились самой большой серией в 70 кораблей, из них на заводе № 190 им. А.А. Жданова в период с 1948 по 1953 г.г. было построено. 16 кораблей.
Для обеспечения поставленной задачи по строительству большой серии новых эсминцев на заводе необходимо было провести большие восстановительные работы. Организовать постройку крупнотоннажных кораблей со сварными корпусами в старых производственных цехах оказалось невозможным. Было принято решение о реконструкции завода путем возведения мощного крытого 4-х пролетного эллинга с трансбордерным устройством, и в 1949 -1950 гг. был построен крытый эллинг – уникальное сооружение, состоящее из четырех пролетов шириной по 26 м и длиной по 176 м, с высотой до подкрановых путей – 35 м. позволяющего строить заказы поточно-позиционным методом  со спуском кораблей и судов в готовности до 85%. В 1947 г. корпусное производство было реорганизовано – вместо одного корпусного цеха возникли корпусообрабатывающий цех,  сборочно-сварочный цех и стапельный цех. Для раскроя металла широко применялись газорезательные машины марки «Мессер и Полисек», полученные из Германии по репарации. При строительстве эсминцев проекта 30бис было разработано и внедрено 579 наименований специальной оснастки. В сборочно-сварочном цехе было организовано 13 специализированных поточных линий и решены многие вопросы, связанные с деформацией сварных соединений.
Одновременно был взят курс на отказ от собственной машиностроительной базы.  Производство водотрубных котлов было передано Балтийскому заводу, а турбинная мастерская – Кировскому заводу. Была закрыта литейная мастерская. Завод практически был превращен в судостроительную верфь.
Дальнейшим развитием отечественных эскадренных миноносцев стал корабль, оснащенный новыми образцами оружия и техники, созданными уже в послевоенное время. И хотя строительство эсминцев по новому проекту 41 было ограничено одним кораблем «Неустрашимый», создание его сыграло важную роль в развитии отечественного кораблестроения.Проект разработан в ЦКБ-53 глав- ным конструктором В.А. Никитиным. В техническом плане корабль являл собой качественно новый этап в развитии кораблей не только своего класса, но и отечественного надводного кораблестроения вообще.Корпус впервые был выполнен гладкопалубным с небольшой седловатостью в средней части. Кроме одной носовой надстройки, котельных кожухов на верхней палубе и, не считая оружия – других надстроек не было. Корабль в максимальной степени отвечал требованиям противоатомной защиты, имел  броню толщиной от 8 до 20 мм., спаренные палубно-башенные универсальные 130-миллиметровые артиллерийские системы главного калибра, успокоители бортовой качки в виде управляемых бортовых рулей, систему воздушного отопления внутренних помещений. Корабль должен был обладать повышенной для этого класса кораблей дальностью плавания 5500 миль, автономностью 20 суток и скоростью полного хода в 36 уз.
Головной эсминец пр. 41 заложили 5 июля 1950 г., сборка корпуса из секций началась в новом крытом эллинге.  Многочисленные новации в проекте стали причиной длительной доводки и сдачи корабля флоту только 31 января 1955 г., однако проектные по скорости полного хода и дальности плавания не были достигнуты.
Проектирование эсминца «модернизированного проекта 41», так первоначально значился в документах корабль проекта 56 (Фото2).,  с сохранением состава оружия, вооружения и технических средств эсминца «Неустрашимый», с уменьшением водоизмещения корабля, повышением скорости полного хода 39 уз. и улучшения мореходных качеств началось летом 1951 г. Всего по этому проекту планировалось построить 100 кораблей.
Официальная закладка головного корабля, получившего наименование «Спокойный», состоялась на завода им. А.А. Жданова  4 марта 1953 года, а спуск на воду был произведен 28 ноября того же года. После доводки конструкции кормовой оконечности, корабль развил скорость в 39 уз. За период с 1956 по 1958 гг. заводом было построено 12 эсминцев.
На ЭМ пр.56 впервые была опробирована технология поточно-позиционного строительства с максимальным выполнением монтажно-достроечных работ в эллинге. При этом было организовано 4 позиции, но которые перемещался корабль :
1-я — стапельная сборка и сварка с установкой доизоляционного насыщения;
2-я и 3-я — изоляция корпуса, монтаж устройств, систем, части вспомогательных механизмов, затяжка кабельных трасс;
4-я — загрузка котлов, гидро-зубчатых агрегатов, вспомогательных механизмов, выполнение работ по подготовке к спуску на воду, установка на спусковые тележки.
      Далее корабль выводился на трансбордерное устройство и спускался по слипу на воду. После освобождения 4-й позиции, проводилась перестановка по позициям следующих корпусов, а на 1-й закладывался новый. В последствии, по причине малой серийности, от этого метода пришлось отказаться.    
Последний, 13-й  корпус эсминца пр. 56 было решено достроить по измененному проекту 56М, получившему наименование «Неуловимый». В проекте корабля 56М впервые взамен кормовой 130-мм артиллерийской установки было внедрено управляемое ракетное оружие – противокорабельный комплекс «КСЩ», который включал непосредственно противокорабельную ракету (ПКР), или по тогдашней терминологии, самолет-снаряд, стартовую установку, систему дистанционного управления, систему хранения и заправки самолето-снарядов, приборы управления стрельбой. Сдача «Неуловимого» флоту состоялась 8 марта 1960 г. Эскадренные миноносцы пр. 56 были последними торпедно-артиллерийскими кораблями этого класса в нашем флоте. В основном они уже не соответствовали новым средствам и способам войны на море.
В конце 1956 г. в ЦКБ – 53, под руководством главного конструктора О.Ф. Якоба, была завершена разработка технического проекта эсминца проекта 57бис (Фото 3) водоизмещением 3850 т и скоростью полного хода 35,3 уз . Это был первый в мире специально спроектированный корабль на котором артиллерия главного калибра была заменена крылатыми противокорабельными ракетами на 2-х наводящиеся стабилизированныех пусковых установки, с погребами для 14 ракет.Система подачи поднимала каждую ракету (около 3-х тонн!) в пост предстартовой подготовки. Интервал между пусками достигал 15 – 20 минут.  
Головной корабль получил наименование «Гремящий». Вслед за «Гремящим» ВМФ получил еще три серийных ракетных корабля: «Жгучий», «Зоркий» и «Дерзкий».
С мая 1966 г. эти корабли отнесли к классу БРК, а затем, после переоборудования, к БПК (проект 57А). Первый корабль («Гремящий»), переоборудованный на заводе им. А.А. Жданова, был передан флоту в 1968 г.( до 1972 г. по проекту 57 А на заводе были переоборудованы еще четыре корабля – «Жгучий», «Зоркий», «Дерзкий», «Бойкий»). Это была самая затратная и трудоемкая модернизация в истории отечественного кораблестроения, так «Гремящий» переоборудовали более 2-х лет. В целом эти работы себя оправдали, флот получил принципиально новые корабли, прослужившие после модернизации 15-20 лет.
Эпоха создания ракетных кораблей началась в декабре 1956 г., с момента утверждения Главнокомандующим ВМФ адмиралом флота Советского союза С.Г. Горшковым   ТЗ на разработку в ЦКБ-53 эскизного проекта нового эсминца, получившего номер 58 , и, несколько раньше, в октябре того же года, на разработку комплексов зенитного реактивного оружия.
Головной корабль, получивший название «Грозный» был заложен 23 февраля 1960 г.  спущен на воду 26 марта 1961 г., а  в июне 1962 г. корабль предъявлен на государственные испытания. В ходе строительства была произведена окончательная классификация корабля, который до этого в официальных документах именовался как «корабль с реактивным вооружением». В начале 60-х годов новый корабль причислили к классу крейсеров и подклассу «ракетный крейсер» - корабль 1 ранга. В декабре 1962 г.он вступил в состав Северного флота.
Главным оружием корабля был комплекс крылатых ракет П-35. Он состоял их двух  4-х контейнерных наводящихся по горизонтали и углу возвышения палубных пусковых установок пакетного типа, системы управления «Бином» и 16  крылатых ракет.
Впервые на одном корабле были размещены комплекс крылатых ракет и зенитный ракетный комплекс «Волна», а также реактивная бомбометная система РБУ – 6000 (две 12 ствольные установки) с боезапасом на 4-х полных залпа.
Изначально предполагалось построить не менее 16 кораблей этого типа, но фактически за «Грозным» на  заводе им. А.А. Жданова были построены только  «Адмирал Фокин», «Адмирал Головко» и «Варяг». Последний вступил в состав ВМФ в 1964 г.
За большие заслуги в деле создания и производства новых типов ракетного вооружения, а также надводных кораблей, оснащенных этим оружием, и перевооружение кораблей ВМФ Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1963 г. завод № 190 им. А.А. Жданова Ленинградского Совета народного хозяйства был награжден Орденом Ленина.
В 1956 г. было принято решение о создании в ЦКБ-53 нового СКР, с более сильным составом противовоздушной обороны (ПВО) по сравнению с пр. 50 и с большей скоростью хода. Сначала он числился как эсминец с ЗУРС (зенитные управляемые реактивные снаряды), затем сторожевым кораблём (СКР), а с 1966 г. отнесён к большим противолодочным кораблям. Проект получил номер 61 (Фото 4).  На корабле впервые в мире была осуществлена установка 2-х вальной газотурбинной установки (ГТУ) мощностью 2х 36 000 л.с., предназначенной для использования на всех режимах плавания.
Закладка корабля пр. 61 «Огневой» состоялась 27 августа 1962 г., 31 мая 1963 г. его спустили на воду, и в 1964 г. БПК вошел в состав ВМФ.  Всего в 1964-1966 гг изготовлено  20 кораблей этого проекта, из них – пять на заводе им. А.А. Жданова: «Огневой», «Образцовый», «Одаренный», «Славный» и «Стерегущий».  
Корабли этого проекта явились знаковыми не только в отечественном, но и мировом военном кораблестроении, так как впервые был создан достаточно крупный корабль с ГТУ.
В 1960-х гг. в отечественном кораблестроении произошло смещение приоритетов. В то время строительство надводных кораблей для нашего флота велось по двум генеральным направлениям: «ударному» и «противолодочному». Развертывание в США в 1960-х годах системы «Polaris», выдвигало задачу борьбы с ПЛАРБ на передний край. К 1964 г. была реализована программа ракетных крейсеров проекта 58, которые при своих бесспорных достоинствах имели  определенные недостатки: при слишком «зажатом» водоизмещении и размерениях не могли быть реализованы требования улучшения обитаемости, усиления ПВО, повышения дальности плавания и автономности.
В связи с этим разработку нового корабля ПВО-ПЛО, получившего №1134 (Фото 5).,  ГУК ВМФ заказало Северному ПКБ  причем сразу с этапа технического проектирования минуя эскизный, Большой противолодочный корабль второго поколения получился довольно крупным и вполне соответствовал условиям длительного морского плавания. Его полное водоизмещение составило 7350 тонн, длина корпуса достигла 156,2 м, котлотурбинная установка 2х45000 л.с. обеспечивала полную скорость 33 узла и дальность плавания  5000 миль.
Головному кораблю присвоили имя «Адмирал Зозуля». Он был заложен 26 июля 1964 г. на заводе им. А.А. Жданова  и передан ВМФ 8 октября 1967 г. В следующие два года  ВМФ приняли еще три серийных БПК  «Вице-адмирал Дрозд», «Владивосток» и «Севастополь».
После постройки 4-х корпусов и начала строительства пятого корпуса по пр. 1134 был принят на вооружение основной комплекс оружия – ЗРК М 11 «Шторм», что обусловило переход к строительству кораблей по корректированному проекту 1134-А.   Корабль оснастили двумя ЗРК «Шторм», новой, более совершенной РЛС обнаружения воздушных целей и ГАС «Титан-2» с антенной в носовом бульбовом обтекателе. Увеличение противолодочного потенциала заключалось в замене трехтрубных торпедных аппаратов на 5 трубные и добавлении к 2 РБУ-6000 «второго калибра» - РБУ-1000, а также наличие вертолета Ка-25 в «постоянной прописке».  В период с 1966 по 1977г. были построены головной «Кронштадт» в сентябре 1969 г.,а еще девять однотипных кораблей построены в течение последующих восьми лет, в год по одному БПК (в 1973г. – два).
Одновременно с  линией больших океанских противолодочных кораблей пр. 1134-А и 1134-Б Северным ПКБ разрабатывались БПК меньшего размера для обеспечения противолодочной и противовоздушной обороны соединений кораблей и поиска ПЛ в открытых морских районах  пр. 1135 «Буревестник» (Фото 6).  При сравнительно ограниченном водоизмещение корабля в 3100т,  длине 123,1 м, ширине 14,2 м, корабль имел достаточно мощное вооружение, состоящее из 4х трубной пусковой установки ракето-торпед 85-Р «Метель», двух сдвоенные пусковые установки ЗУР «Оса», двух сдвоенных 76-мм орудий, двух счетверенных 533-мм торпедных аппарата, двух двенадцати ствольных РБУ-6000. Главная 2-х вальная газотурбинная энергетическая установка с двумя агрегатами М-7 общей мощностью 48 000 л.с., обеспечивала полный ход 32 узла и дальность плавания 4 000 миль.
Корабль пр. 1135  получился удачным и имел хорошие мореходные качества, и на заводе были построены 6 кораблей: «Жаркий», «Ретивый», «Легкий», «Летучий», «Пылкий», «Задорный». В 1983-1984 годах на заводе А.А. Жданова сторожевой корабль «Жаркий» был модернизирован по пр. 1135.3 для отработки нового ГАК «Звезда-МГ», В 1983 г. был разработан проект 1135.2 с размещением ПКРК «Уран». Однако реализация его из срыва сроков создания нового комплекса затянулась до начала 1990-х годов. До развала СССР и обвального сокращения заказов ВМФ удалось провести модернизацию только 2-х кораблей: «Ленинградский комсомолец» («Легкий») и «Пылкий». В 1990-94 г.г. Уже на Северной верфи произведен средний ремонт с  модернизацией СКР «Жаркий».
За успешное выполнение 5-летнего плана и организацию производства новой техники Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 января 1971 г. Ленинградский судостроительный завод им. А.А. Жданова награжден Орденом Октябрьской революции.
В начале 1970-х годов в ВМФ СССР было принято решение о создании системы из двух кораблей УРО и ПВО – проекта 956 и специализированного корабля ПЛО, создаваемого в развитие БПК (СКР) пр. 1135, получившего номер проекта 1155 (Фото 7).  Проект первоначально разрабатывался как улучшение БПК (СКР) пр. 1135 с  ликвидацией его основных недостатков: отсутствие вертолета и сравнительно малую дальность действия гидроакустических средств, не обеспечивающих целеуказание противолодочным ракетам на полную дальность.
Основным оружием ПВО стали два новейших ЗРК «Кинжал» на корме и  носу корабля, артиллерийское вооружение включало две одноорудийные 100-мм артиллерийские установки АК-100 и четыре 30-мм артиллерийские установки АК-630М. противолодочное вооружение было представлено комплексом ПЛУР «Метель» с двумя счетверенными неподвижными пусковыми установками, двумя 4-х трубными 533-мм торпедными аппаратами и двумя РБУ-6000. На кораблях этого проекта, возможно, впервые большое внимание было уделено обеспечению обитаемости для личного состава в различных погодных условиях и климатических зонах.
Все вооружение корабля  управлялось БИУС «Лесоруб», использующей информацию от внешних источников или автономно.
Головной корабль серии пр. 1155 – «Удалой» был построен на Прибалтийском ССЗ «Янтарь» и сдан флоту в 1980 г. На заводе им. А.А. Жданова 4 ноября 1977 г. заложили первый «фрегат» - БПК «Вице-адмирал Кулаков», спустили на воду 16 мая 1980 г. и 29 декабря 1981 года сдали ВМФ. Параллельно на заводе развернули строительство двух кораблей проекта 1155: «Маршал Василевский» и «Адмирал Трибуц». Эти корабли были сданы ВМФ в 1983 и 1985 гг. соответственно. Строительство последнего, четвертого корабля – «Адмирал Левченко» было завершено осенью 1988 года.
После более чем 25 летнего перерыва, во второй половине 70-х годов, в Советском союзе возобновилась постройка ракетно-артиллерийских кораблей класса эскадренных миноносцев.  Боевым назначением корабля являлось уничтожение надводных кораблей и десантно-высадочных средств противника, противовоздушная оборона кораблей и транспортов на переходе в море, огневая поддержка десанта в районах высадки, патрулирование и несение боевой службы совместно с другими силами флота.
Проектирование осуществлялось в Северном ПКБ, эскизный проект 956 «Сарыч» (Фото 8), был утвержден Адмиралом флота Советского Союза С.Г. Горшковым 16 декабря 1972 года.
Основным оружием корабля были две счетверенные пусковые установки ракет «Москит», две спаренные 130 – мм артиллерийские установки, четыре 2-ствольные 30-мм зенитные  автоматы АК-630, два ЗРК «Ураган», два 2- трубных 533-мм торпедных аппарата, две 6-ствольных РБУ-1000 и вертолет Ка-27.
Для строительства новых эсминцев на заводе им. А.А, Жданова, были разработаны «Основные положения по технологии и организации постройки».
Закладка головного корабля проекта 956 – эсминца «Современный» была произведена 3 марта 1976 г. Спуск эсминца «Современный» состоялся 18 ноября 1978 года при технической готовности около 70%. Государственные испытания эсминец проходил в районе Балтийска и Лиепаи с 16 ноября по 25 декабря 1980 г.  В связи с необходимостью испытаний артиллерийских установок АК-130 и пусковых установок ЗУР ЗС-90 и др. видов оружия окончательные испытания «Современный» проходил до августа 1982 года на Черном море, после чего вошел в состав ВМФ.  
Водоизмещение корабля составляло 7940 т, длина корпуса 156,5 м, ширина 17,2 м,  экипаж 296 человек.
Корабль имел эшелонированную двухвальную котлотурбинную главную энергетическую установку, общей мощностью 100 000 л.с.,
Полная скорость составляла свыше 32 узлов и дальность плавания  более 4000 миль.
Всего на заводе было заложено  и сдано заказчику до 1991 года 14 кораблей пр. 956. Последним эсминцем сданым ВМФ СССР в декабре 1991 года стал «Безудержный». Сооружение корпусов «Беспокойный», «Настойчивый», «Бесстрашный» началось в 1987 -1988 гг. Эти три корабля спустили на воду в 1992 году. Недостроенными оставались также «Важный» и «Вдумчивый», заложенные в 1988 и в 1989 г.
Указом Президиума Верховного Совета СССР за большие заслуги в создании серийного строительства специальной техники Указом от 16 июля 1986 г. Ленинградский судостроительный завод им. А.А. Жданова награжден Орденом Ленина.
После 1991 года из-за финансового кризиса в стране достройка боевых кораблей на заводе была приостановлена. Заложенный в апреле 1987 г и спущенный на воду лишь в феврале 1991 г. эсминец «Беспокойный», ставший первым новостроящимся кораблем постсоветской России, на котором был поднят Андреевский флаг, завод передал ВМФ только в конце 1993 г. В марте был подписан приемный акт «Настойчивого» - 16 корабля серии пр. 956. «Бесстрашный» - 17-й, последний эсминец завершил серию кораблей пр. 956 для отечественного флота (передан ВМФ 17 апреля 1994 г.).
Наряду с военной постоянно существовала и программа гражданского судостроения, которые в отдельных своих частях тесно смыкались.
В 1959-1960 гг.по проекту ЦКБ-53 (пр. 221 и 222) были  переоборудованы два сухогрузных теплохода, построенных в Финляндии («Чапаев» и «Фрунзе»), в научно-исследовательские суда для проведения гидроакустических исследований. Они вступили в строй в конце 1960 года под названиями «Сергей Вавилов» и «Петр Лебедев».
С 1957 по 1961 гг.  судостроители завода построили для ВМФ танкеры проекта 437Н грузоподъемностью 750 т, предназначенные для перевозки топлива между портами и выдачи его на корабли. Полное водоизмещение танкера составляло 1520 т. Эти суда строились также и для Министерства рыбной промышленности. Всего было построено 35 танкеров этой серии.
В начале 1967 года к причалу завода им. А. А. Жданова пришвартовались два лесовоза пр. 596: «Невель» и «Моржовец». Судостроителям завода предстояло переоборудовать их в корабли поисково-измерительного комплекса «Селена-1» по проекту 1918, ЦКБ «Балтсудопроект», для обеспечения полета космических аппаратов, предназначенных для высадки человека на Луну на участке возвращения к Земле, невидимом с территории СССР.
Для обеспечения работ с космическими объектами различного назначения было принято решение о создании в 1974-1976 гг. четырех плавучих измерительных пунктов проекта 1929 («Селена-2») и верфи были переданы еще четыре находившиеся в эксплуатации лесовоза (три из них – «Вытегралес», «Восток-6» и «Восход» собственной постройки  и один «Енисейлес» постройки Выборгского судостроительного завода). Три переоборудованных лесовоза получили имена членов погибшего при возвращении на землю экипажа космического аппарата «Союз-11»: «Космонавт Владислав Волков» (сдан Главному управлению космических исследований в 1976 г.), «Космонавт Виктор Пацаев» и «Космонавт Георгий Добровольский». Последний, четвертый получил имя «Космонавт Павел Беляев», а принимал его лично Председатель приемной комиссии космонавт Г.С. Титов.
В 1967 г. завод выполнил ответственный заказ: по проекту 1877 в кратчайшие сроки был построен пассажирский теплоход на 45 мест водоизмещением около 1100 т. Теплоход «Россия» (Фото 9) предназначался для правительственных нужд – для плавания по внутренним водным путям с возможностью выхода в прибрежные районы Балтийского моря.
У руля верфи в эти годы стояли директора: Горегляд Алексей Адамович (1950-1954 гг), Янкевич Николай Амосович (1954-1964 гг), Стефанов Леонид Петрович (1964-1967 гг), Колечицкий Владимир Дмитриевич (1967-1970 гг), Яковлев Борис Михайлович (1970-1974 гг), Емельянов Владимир Александрович (1974-1991гг), обеспечившие не только строительство и сдачу кораблей, но и развитие социальной сферы предприятия.



Возврат к списку

Яндекс.Метрика Детективное агентство "Открытие"