НА ПУТИ К СТОЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ

01.10.2012 Источник:  Морской вестник

Переход России к рыночным формам хозяйствования, начатый в 90-х годах прошлого века привел к глубокому кризису экономики страны в целом и судостроительной отрасли в частности. Начатый в июне 1992 года процесс приватизации верфи должен являться темой отдельного исследования.  Но общий развал промышленности, лавина неплатежей и практически полное прекращение военного кораблестроения вели к задержкам с выплатой заработной платы, сокращению численности и уходу с верфи наиболее активной части специалистов. Критическая ситуация сложилась  на российском морском и речном флоте. Действующие налоговое и таможенное законодательства ухудшили инвестиционные возможности судостроителей и судовладельцев и сделали их неконкурентоспособными, вынуждая судоходные компании размещать заказы за рубежом.
Однако, несмотря на эти события,  работа не прекращалась, был передан флоту 17-й серийный эсминец пр. 956 «Бесстрашный»(1994 г), организована работа с ВМФ по программе ремонтов. Существенно возросли объемы гражданского судостроения – в 1993 г. было сдано судно с горизонтальным способом погрузки (РО-РО) «Павловск», пр.16071. В 1994 г. был сдан головной балкер пр. 15760 «Донбасс», а в 1995 г. еще три серийных «Вальзераталь» и «Питцаль», «Оетсталь», кроме того, заказчику было передано еще три насыщенных корпуса того же проекта. Учитывая, что заказчиком являлась австрийская фирма, имена кораблей были даны по названиям деревушек и курортов Австрии. В 2000 году на заводе была создана Программа сотрудничества ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» c Министерством транспорта России. Задачу пополнения российского торгового флота было решено начать со строительства среднетоннажных судов.
В 2002 году был сдан головной сухогруз класса «река-море» пр. 01010 «Св. апостол Андрей», а в 2003 еще три: «Св. князь Владимир», «Святитель Алексей», «Св. Георгий Победоносец» (фото 1.) для Северо-Западного речного пароходства. Научно - технический потенциал российского судостроения был еще достаточно высок, но в то же время,  и не только в судостроении, начали широко проявляться тенденции сокращения числа планируемых к собственной разработке технологий, за счет приобретения лицензий на передовые процессы. Верфью были предприняты определенные шаги для подготовки движения в этом направлении и поиска перспективного вектора в гражданском судостроении.  Исходя из особенностей собственной производственной базы, анализа специализации других отечественных верфей и с учетом высокой потребности рынка, с 2004 года на ОАО СЗ "Северная верфь" началась подготовка производства под строительство судов снабжения морских буровых платформ на экспорт, по  норвежским проектам компаний - Vik-Sandvik (в настоящее время Wartsila Ship Design).
Как известно, доля стоимости корпуса не превышает 35% стоимости судна, а квалифицированная достройка - остальное. В силу графика загрузки собственных мощностей и относительного недоверия к новому партнеру, как в части качества, так и соблюдения сроков, норвежская компания Eidesvik Drift ASB в 2005 году заключила контракт с верфью на строительство двух насыщенных корпусов судов снабжения проекта VS470PSV Mkll. Корпуса были поставлены Заказчику в 2006 году. Выполненная с высоким качеством, основанном на почти 100 - летнем опыте военного кораблестроения, работа принесла свои результаты и в 2008 году "Северная верфь" заключила контракт с еще одной норвежской компанией «Siddis Skipper  AS» на строительство также насыщенного корпуса проекта VS470PSV Mkll. В ходе строительства контракт был перезаключен на строительство этого судна также "под ключ", Судно успешно прошло весь комплекс испытаний и передано заказчику в согласованные сроки, в сентябре 2010  года.  В 2008 году был заключен контракт с норвежскими компаниями Solvik Нull Supplies AS и Solvik Hull Supplies 11 AS на строительство двух насыщенных корпусов судов нового, более мощного проекта VS485PSV. Один корпус проекта VS485 передан Заказчику в ноябре 2009 года, а контракт на второй был перезаключен на  строительство судна "под ключ". Крещение построенного верфью  «Solvik  Supplies» и идентичного « Troms Artemis», корпус которого построили в Турции, а достраивали в Норвегии, на верфи Холлесой  происходило одновременно в ноябре 2011 г. (фото 3). Специалисты констатировали более высокое качество российской постройки и хорошие перспективы дальнейшего сотрудничества X
Опыт и авторитет российского кораблестроения позволил  ФГУП «Рособоронэкс-порт» реализовать контракт на поставку эскадренных миноносцев пр. 956. Дело в том, что после принятия решения о прекращении строительства серии из 32-х единиц ЭМ пр. 956 , на стапелях остались недостроенными три корпуса, заложенные в 1988 – 93 г.г. Два из них «Важный» и «Вдумчивый» были достроены для ВМС  Китайской Народной Республики по пр. 956Э в 1999 - 2000 г.г. Третий,  «Буйный» был разобран. Высокие боевые качества ЭМ и плодотворное сотрудничество с заказчиком привели к заказу еще двух ЭМ  пр. 956ЭМ (фото 4), которые были построены менее, чем за четыре года X Одним из традиционных направлений работы верфи всегда являлось проведение ремонтов и модернизации кораблей и судов. Опыт  ремонта кораблей не только собственной постройки, но и постройки других верфей, среди которых и  легендарный крейсер  «Аврора»  (1984-87г.г Среди отремонтированных и модернизированных судов  особое место занимает, построенная на верфи яхта «Россия» (фото 5) Управления делами Президента РФ (2002 г. ). В 2010 году завершен ремонт большого противолодочного корабля  «Вице-адмирал Кулаков» Северного флота.  С 2008 года по линии ФГУП «Рособоронэкспорт»,  на верфи проходят ремонт и модернизацию корабли  проектов 1159Т и 1234 МЭ  ВМС Алжирской народной демократической республики. В 2011 году завершен ремонт первой пары этих кораблей, в 2012 вторая пара будет передана заказчику и на ремонт прибудет третья X В канун 65-летия Победы, в контексте процесса «перезагрузки», Российским правительством  было принято решение о внесении российского вклада в поддержание технического состояния флагмана «Полярных конвоев» крейсера «Белфаст» (фото 6), который сегодня является кораблем-музеем на Темзе, в центре Лондона. Поручение «Северной верфи» изготовить новые мачты было принято  не случайно и, в первую очередь, определялось тем, что начиная с 1942 года в конвоях  принимали участие эсминцы, построенные на «Северной верфи» “Грозный” (проект 7, 1938г. ), «Гремящий» ( проект 7, 1939г.) и “Валериан Куйбышев”(типа «Новик», 1927 г. ), а также тем, что верфью накоплен  большой опыт  ремонтов. Поставленная задача, при всей кажущейся простоте, оказалась достаточно сложной. Ажурные конструкции мачт не имели полного комплекта чертежей, а имевшиеся были выполнены в дюймовой системе.  Успешное выполнение работ стало возможным благодаря многолетнему плановому внедрению  на верфи интеллектуальных технологий и широкому применению 3D-моделирования.
      К  300-летию Санкт-Петербурга был построен головной, из серии четыре единицы (2002-2009 г.г.), служебно-разъездной катер связи пр. 21270  «Буревестник», с борта которого принимался торжественный парад кораблей на Неве.
Новая история создания кораблей для ВМФ РФ началась только в первой половине 2000 г., когда было выработано и утверждено ТТЗ на проектирование корвета, а победителем конкурса среди проектных бюро  был объявлен  – ФГУП ЦМКБ «Алмаз». Корабли проекта 20380 являются боевыми единицами морской зоны, способными решать различные задачи – от поиска и уничтожения подводных лодок до нанесения ракетных ударов по боевым кораблям противника и огневой поддержки десанта.
Закладка головного корвета, которому было присвоено название «Стерегущий» (фото 7 ) состоялась 21 декабря 2001 года. При строительстве корвета основой для разработки рабочей документации стала трехмерная электронная модель корабля, которую предприятие начало самостоятельно создавать по бумажным документам проектанта.
16 мая 2006 г. «Стерегущий» был спущен на воду. Он воплотил в себя все достижения современной кораблестроительной науки.  В проект внедрен 21 патент и выдано 14 свидетельств о регистрации программ для ЭВМ. Архитектура корабля (надстройки созданы из негорючего радиопоглащающего стеклопластика) по технологии Stels делает его малозаметным для радиолокаторов противника и визуального наблюдения.
28 февраля 2008 года на корабле состоялась церемония подъема Андреевского флага.  В продолжение строительства серии на заводе в марте 2010 г. спущен на воду первый серийный корвет того же проекта «Сообразительный», который существенно превосходил головной корабль по составу оружия и вооружения. Поднятие на нем флага ВМФ состоялось 14 октября 2011г. В апреле 2011 г. на воду был спущен второй серийный  корвет - «Бойкий», со сдачей в 2012 г.  Продолжается строительство третьего «Стойкий» (он спущен 30 мая 2012 г), и будет  сдан в 2013 г.  Дальнейшее развитие корветов по модернизированному проекту 20385 начато с закладки первого корабля «Гремящий»  в 2011 г. Суммарно   верфь построит восемь кораблей этих проектов.
Государственным оборонным заказом на 2002г. было предусмотрено перспективного боевого создание многоцелевого корабля пр. 22350 разработки Северного проектного бюро и по результатам конкурса в октябре 2005 г. предложение завода на право строительства было признано лучшим.
Головной фрегат пр. 22350 был заложен 1 февраля 2006 г. Приказом Главкома ВМФ фрегату было присвоено имя «Адмирал флота Советского Союза Горшков» (фото 8). Это первый крупный надводный корабль, заложенный на верфях России за последние 15 лет X Фрегаты проекта 22350 являются типичными кораблями длиннополубачной конструкции, со сплошной надстройкой.  Физические поля фрегата минимизированы. Полное водоизмещение корабля составляет 4500 тонн. Скорость полного хода — до 29 узлов.   Головной фрегат спущен на воду 29 октября 2010 года.  По плану, он должен вступить в строй в 2013 году. В ноябре 2009г. на стапеле был заложен первый серийный фрегат проекта 22350 «Адмирал флота Касатонов» со сроком сдачи  2014г. Второй серийный – «Адмирал Головко» заложен 01 февраля 2011 г. Особо следует отметить тот факт, что закладка фрегата «Адмирал Головко» и корвета «Гремящий» состоялась в один день. Всего до 2018 года планируется построить еще 3  фрегата этого проекта. Строится и будет передано флоту в 2013 году головное судно связи проекта 18280 для ВМФ РФ, разработанное ОАО ЦКБ  «Айсберг». Учитывая тенденцию сближения требований к кораблям специального назначения и обеспечения ВМФ РФ и судам поднадзорным Российскому Морскому Регистру Судоходства, а также опыт строительства судов снабжения, в июне 2012 года была одержана победа в аукционе проведенном «Рособоронпоставка» и заключен Государственный контракт на поставку  трех единиц судов тылового обеспечения проекта 23120 .
Основные размеры  судов: длина ок. 90, ширина ок. 22, осадка ок. 9 метров, водоизмещение   10 000 тонн. Суда должны соответствовать классу КМ   Arc 4 [1] AUT 1 DYNPOS-2 BMW Supple vessel (судно обеспечения) РМРС.
Таким образом, к своему столетию верфь вышла на режим серийного строительства корветов, фрегатов и судов снабжения различного применения, а также прошла сертификацию на право строительства кораблей с ядерной энергетической установкой, работа над обликом которых ведется ЦКБ – проектантами. Портфель заказов до 2020 года превышает 200 млрд. руб X Загрузка производственных мощностей, по заключенным к настоящему времени контрактам, составляет 75% и имеется резерв для строительства кораблей рассмотренных классов. Общая численность работающих на заводе составляет свыше 3500 человек. В пределах номенклатуры всех судостроительных специальностей 49% рабочих имеют высшие 4 — 5 квалификационные разряды. В настоящее время более 20% -молодые люди в возрасте до 30 лет, 50% в возрасте от 30 до 50 лет. Более 30% работающих трудятся  на верфи свыше 10 лет. В районе расположения верфи имеются две станции метрополитена, что снимает целый ряд транспортных и социологических проблем. Лицензия на право ведения образовательной деятельности позволяет готовить рабочих судостроительных специальностей, а также повышать их квалификацию.  Финансовое положение верфи позволяет планово внедрять прогрессивные технологические процессы, модернизировать имеющееся и закупать новое оборудование. На настоящий момент ОАО СЗ «Северная верфь» располагает подъемно-спусковым комплексом из 8 ед. стапельных мест (4 -  в крытом эллинге), объединенных между собой и  плавучим доком судовозными путями с трансбордерным устройством, обеспечивающим строительство кораблей и судов  крупноблочным и поточно-позиционным методами. Механизированное корпусное производство плоских и криволинейных секций ведется на коксовых постелях, настраиваемых по математической модели поверхности наружной обшивки. Производственные цеха, оснащенные технологическими линиями и оборудованием с ЧПУ, управляемые непосредственно с рабочего места конструктора по электронным данным 3D-моделей кораблей в процессе изготовления систем судовых трубопроводов, систем вентиляции, кондиционирования и др. Контроль геометрии корпусных деталей и конструкций ведется  в режиме «on-line»   3-х координатными высокоточными электронно-оптическими системами измерений. Верфь является лидером во внедрении информационных CALS-технологий сквозной поддержки наукоемкой продукции на всех этапах ее жизненного цикла, что соответствует нашему термину ИПИ (информационная поддержка изделия) X Действующие мощности  позволяют верфи реализовать   планы,   установленные  «Стратегией развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую  перспективу», а также «Комплексной целевой программой создания морских сил общего назначения ВМФ до 2025 г».  Несмотря на достаточно высокий производственный потенциал, на верфи есть полное понимание необходимости кардинального повышения технико-экономической эффективности производства,  с доведением его технического уровня до мировых стандартов,  без чего невозможно обеспечить  конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках судостроения.
Стратегический План развития мощностей СЗ «Северная верфь» предусматривает трансформацию завода в современную верфь международного уровня и может быть принят к незамедлительной реализации при наличии политического решения и определения источников финансирования. План базируется на следующих основополагающих принципах:
▲  Реконструкция должна быть проведена поэтапно путем модернизации и технического перевооружения действующих производств без их остановки, а также строительства новых судостроительных объектов и сухих доков на свободной, не задействованной в производстве территории, плотность застройки которой сейчас не превышает 55%.
▲  Наращивание объемов производства и расширение судостроительной программы в процессе всего периода реконструкции, с выходом на новую проектную мощность к моменту завершения реконструкции.
▲ Разделение строительства продуктового ряда кораблей и судов производственной                    программы в зависимости от их назначения и водоизмещения на два основных     технологических потока, организованных на принципах «Компакт-верфь» каждый.
В настоящее время в Федеральную Целевую Программу «Развитие ОПК до 2020 г. и на дальнейшую перспективу» включен инновационный проект создания «Производственного комплекса специального судостроения» для организации серийного строительства надводных кораблей классов корвет, фрегат, эсминец X Территориальное расположение СЗ «Северная верфь» (фото 9) в промышленной зоне города и непосредственной близости от Морского канала, дает возможность осуществить модернизацию своего производства гармонично увязав ее с планами развития инфраструктуры и  с минимальными финансовыми  затратами, что создает уникальную инвестиционную привлекательность создания современного судостроительного комплекса в Санкт-Петербурге – морской столице России.



Возврат к списку

Яндекс.Метрика Детективное агентство "Открытие"