Директор проекта «Судостроение» ОПК Андрей Фомичев: «У России начинают появляться высококонкурентные «военные товары», отвечающие всем требованиям XXI века»

03.07.2009 Источник:  Известия

Прошедший в Санкт-Петербурге IV Военно-морской салон стал настоящим смотром достижений российских кораблестроителей и проектировщиков и позволил говорить, что 2007–2008 годы стали точкой отсчета новой эры в развитии ВМФ России. Крупнейшим участником салона стала Объединенная промышленная корпорация (ОПК), в которую входят основные предприятия судостроительной отрасли — «Северная верфь», Балтийский завод, конструкторское бюро «Айсберг». А настоящей звездой салона стал построенный на верфях ОПК корвет проекта 20380 «Стерегущий». В 2008 году он вошел в боевой состав ВМФ России. О значении этого события для отечественного флота и о перспективах военного кораблестроения корреспондент «Известий» Артем Островский побеседовал с директором проекта «Судостроение» ОПК Андреем Фомичевым.

вопрос: Андрей Борисович, в чем уникальность корвета «Стерегущий»?
ответ: Прежде всего проект 20380, к которому относится «Стерегущий», не является «перелицовкой» старых советских чертежей. Этот проект был разработан практически с нуля в Центральном морском конструкторском бюро «Алмаз» уже в новой России. В процессе конструирования корабля был внедрен 21 патент на изобретение и выдано 14 свидетельств о регистрации программ для ЭВМ. В корвете используются технологии «стелс», делающие его незаметным для средств обнаружения потенциального противника. Высокая автоматизация систем управления корветом и ведения огня позволяет сократить численность экипажа. Наконец, «Стерегущий» оснащен самым современным оружием в основном российской, а не советской разработки. Это вооружение, включая палубный вертолет, позволяет корвету успешно поражать надводные, подводные, воздушные и береговые цели, вести боевые действия в составе ударной группы или самостоятельно, в том числе против кораблей противника более тяжелых «весовых» категорий.

в: Каковы планы по дальнейшему строительству таких корветов?
о: «Стерегущий», разумеется, не единичный «продукт». Он является головным кораблем серии корветов проекта 20380. На верфях Объединенной промышленной корпорации размещен госзаказ на продолжение данной серии корветами «Сторожевой», «Сообразительный», «Бойкий» и «Стойкий». Три корабля уже строятся и находятся в разной степени готовности. Адмирал Владимир Сергеевич Высоцкий, главком Военно-морского флота России, сказал, что корветы морской зоны типа «Стерегущего» составят основу ВМФ России до 2030 года. По оценке руководства ВМФ, отечественному флоту необходимо несколько десятков новых корветов. Иными словами, сдача «Стерегущего» заказчику положила начало не просто серийному производству надводных кораблей в новой России, а крупносерийному производству.

в: А как выглядит корвет по сравнению с зарубежными аналогами?
о: «Стерегущий» — корабль уникальный по техническим и боевым характеристикам не только для российского ВМФ. У проекта 20380, по которому строятся корабли для ВМФ, имеется экспортный вариант — проект 20382 «Тигр». Он вызывает огромный интерес у инозаказчиков. По оценкам зарубежных специалистов, у кораблей проекта 20382 нет, и в обозримом будущем не появится, конкурентов в их классе на глобальном рынке вооружений. Поэтому экспортный потенциал корветов «Тигр» оценивается очень высоко — от нескольких миллиардов до двух-трех десятков миллиардов долларов.

в: Означает ли это, что Россия получит новые конкурентные преимущества на мировом рынке оружия?
о: Безусловно! До последнего времени в рамках военно-технического сотрудничества Россия поставляла зарубежным клиентам в основном добротное модернизированное оружие советской разработки. Конкуренты России за рубежом ожидали, что уже в следующем десятилетии потенциал модернизации будет полностью исчерпан. Тогда, по их представлениям, Россия начала бы терять партнеров по ВТС и постепенно ушла бы с рынка вооружений. Создание «Стерегущего» и разработка его экспортного варианта означают, что у Российской Федерации начинают появляться высококонкурентные «военные товары» для инорынков, отвечающие всем требованиям XXI века. Они не только обеспечат России сохранение ее нынешних позиций в глобальной системе торговли вооружениями, но, скорее всего, приведут к расширению роли нашей страны в глобальном военно-техническом сотрудничестве.

в: По каким еще направлениям работает Объединенная промышленная корпорация в сфере военного кораблестроения?
о: Предприятия ОПК на сегодняшний день являются флагманами оборонно-промышленного комплекса: они выполняют 75% программы надводного военного кораблестроения. За последний год, кроме «Стерегущего», ОПК передала в состав ВМФ РФ три корабля. В 2008 году Федеральная служба по оборонному заказу (Рособоронзаказ) утвердила судостроительный завод «Северная верфь», входящий в ОПК, в качестве единственного поставщика корветов проекта 20380 и катеров проекта 21270. На сегодняшний день только это предприятие отрасли трижды включено в реестр единственных поставщиков российского вооружения и военной техники. Кроме того, верфи ОПК акцептованы Федеральным агентством по промышленности и «Рособоронэкспортом» по 10 направлениям военно-технического сотрудничества как потенциальный подрядчик по разным заказам и для разных стран.
Верфи Объединенной промышленной корпорации продолжают строительство для отечественного флота океанского фрегата проекта 22350 — «Адмирал флота Советского Союза Горшков», строят головное судно связи, катер спецназначения. Ведется серьезная работа и по линии военно-технического сотрудничества. В настоящее время производится модернизация нескольких кораблей для ВМФ Алжира. На прошедшем недавно в Санкт-Петербурге Военно-морском салоне Владимир Сергеевич Высоцкий заявил о намерении государства заказать в этом году на верфях ОПК еще один фрегат.

в: Столь масштабные перспективы наверняка заставляют задуматься о модернизации и наращивании производственных мощностей...
о: По оценкам экспертов, России необходимо иметь около 70 надводных кораблей дальней океанской зоны. Уже сейчас верфи ОПК имеют достаточно мощностей для увеличения программы по государственному оборонному заказу как минимум в 3 раза. Несмотря на это, ОПК уже приступила к масштабной модернизации и расширению производств. Стратегической целью ОПК является создание современной, соответствующей мировым стандартам компакт-верфи, позволяющей выпускать весь продуктовый ряд крупнотоннажных морских судов дедвейтом до 300 000 тонн и военных кораблей практически любого класса. Специализация объединенной верфи в области гражданского судостроения — строительство наукоемких, технически сложных судов для обеспечения разведки, добычи и транспортировки углеводородного сырья с осваиваемых на континентальном шельфе нефтяных и газовых месторождений. Кстати, боевые корабли, построенные верфями ОПК, также могут быть задействованы в реализации шельфовых проектов: «Морская доктрина Российской Федерации» прямо возлагает на ВМФ ответственность за охрану ближней морской зоны, включая обширные районы российского шельфа.

в: Как видно, предприятия ОПК не страдают от отсутствия заказов. Однако некоторое время назад была информация, что по итогам 2008 года «Северная верфь» понесла убытки. С чем это связано?
о: Отраженные в бухгалтерской отчетности предприятия убытки носят технический характер и связаны с переоценкой обязательств в иностранной валюте, а именно кредитов российских банков. Это вызвано резким снижением курса рубля к доллару и евро. «Северная верфь» привлекает валютные кредиты для финансирования экспортных контрактов, и погашение кредитов будет осуществлено за счет поступлений валютной выручки. Однако ожидаемые поступления по контрактам не отражаются в отчетности и не переоцениваются. Поэтому при росте курсов валют в отчетности предприятия и возникает убыток.

в: А каковы перспективы финансирования кораблестроительного гособоронзаказа в нынешних непростых экономических условиях?
о: Максимально конкретно об этом сказал вице-премьер Сергей Борисович Иванов на недавнем салоне. По его словам, программа по созданию корветов и фрегатов в России активно воплощается в жизнь и будет в полном объеме профинансирована без задержек.



Возврат к списку

Яндекс.Метрика Детективное агентство "Открытие"