Старейшие бренды: от Путиловской до Северной

19.11.2010 Источник:  Известия

Одному из старейших и знаменитых предприятий Петербурга — «Северной верфи» в ноябре исполняется 98 лет. Открытая в 1912-м как Путиловская, она предназначалась для возрождения военного флота после страшных потерь, понесенных им в Русско-Японской войне 1904-1905 годов. Как говорят, история развивается по спирали. Сегодня, почти век спустя, лидер российского военного судостроения «Северная верфь» — главный участник программ по возрождению отечественного флота.

Об открытии «конторы Путиловской верфи» циркулярно (по-современному говоря, адресной рассылкой) оповестили известных российских финансистов и промышленников в ноябре 1912 года. После войны с Японией правительство России разработало программу возрождения флота, с которой не мог справиться ни один из существующих тогда судостроительных заводов. Требовалось новое современное предприятие, и его учредило Общество Путиловских заводов.

Знаменитый «Новик» и многие другие
Уже в начале 1913-го верфь получает правительственный заказ на постройку сразу десяти кораблей: двух легких крейсеров и восьми эскадренных миноносцев типа «Новик». Эти эсминцы, построенные на верфи по совершенно новому, оригинальному проекту, впоследствии были признаны одним из выдающихся достижений российского и мирового кораблестроения ХХ века.

Вся 100-летняя, без малого, история предприятия вплотную связана с развитием отечественного флота — как военного, так и торгового. В годы индустриализации коллектив верфи строит гражданские суда — рефрижераторы и траулеры. Но и военное кораблестроение не забыто: в 1926 году заводу выдан наряд на разработку проекта первого советского боевого корабля — сторожевика «Ураган». В 1930-е, в предощущении войны, предприятие осваивает строительство боевых кораблей нового поколения: эсминцев и тральщиков.

Послевоенные десятилетия отмечены новыми достижениями корабелов. Уже в 1949-м на государственные испытания предъявлен головной корабль новой серии эсминцев проекта 30-бис — «Смелый». В конце 1950-х завод выпускает первые корабли с ударным ракетным оружием, они получают название «Большие ракетные корабли» (БРК). В 1962-м на верфи построен головной корабль проекта 58 — ракетный крейсер «Грозный», оснащенный ударными и зенитными ракетными комплексами. В 1980-х линию ударных кораблей нашего флота увенчал ракетный эсминец проекта 956 типа «Современный», вооруженный сверхзвуковыми ракетами «Москит», до сих пор не знающими средств противодействия.

По самым современным технологиям
Новый ХХI век — новые задачи. После 10-летнего застоя российское правительство выстраивает программы по возрождению отечественного кораблестроения. Одна из главных ролей отводится петербургской «Северной верфи».

— В истории предприятия невозможно найти период, когда бы оно не соответствовало передовой технической мысли. Да оно и задумывалось, как самое высокотехнологичное в отрасли, которому по плечу и освоение скоростного серийного строительства, и внедрение новейшей ракетной техники, и применение уникальных технологий. Как результат, ударную группу надводных кораблей на всех российских флотах составляют корабли постройки нашего завода. На «Северной верфи» сейчас сосредоточено около 75% программы надводного кораблестроения России, — отмечает генеральный директор ОАО Судостроительный завод «Северная верфь» Андрей Фомичев.

В январе 2001-го победу в тендере на строительство головного корабля серии корветов проекта 20380 одержала «Северная верфь». Этот корвет называют кораблем-невидимкой: примененные при его строительстве технологии Steals удовлетворяют самым строгим требованиям по скрытности корабля.

Одновременно с серийным строительством корветов верфь в 2006 году приступила к выполнению контракта на постройку корабля дальней морской зоны — фрегата проекта 22350. Приказом Главнокомандующего ВМФ кораблю присвоено имя дважды Героя Советского Союза, адмирала флота Сергея Горшкова, под руководством которого в советские времена был создан самый мощный океанский ракетно-ядерный флот страны, насчитывающий более 1000 боевых кораблей. И вот несколько недель назад со стапелей верфи спущен на воду во всем его величии фрегат «Адмирал Флота Советского Союза Горшков».

На взлете развития
В 2007 году основной акционер «Северной верфи» — Объединенная промышленная корпорация — приступила к разработке проекта создания в Петербурге на базе верфи современного судостроительного комплекса европейского уровня.

— Планы большие, — говорит о перспективах предприятия Андрей Фомичев. Их реализация зависит от многих факторов, главный из которых — качественное и своевременное выполнение военных и гражданских заказов. Особое значение имеет экономическая и техническая целесообразность создания новых производств, гарантия возврата инвестиций.

В настоящее время российские судовладельческие компании, к сожалению, не определили тот продуктовый ряд морской техники, заказы на которую они готовы размещать на отечественных верфях. Это сдерживает работу над проектами новых судостроительных комплексов, но не может остановить процесс модернизации производства. Серийное строительство корветов, фрегатов, катеров для ВМФ РФ, освоение новой номенклатуры коммерческих судов позволяет осуществлять долгосрочное планирование и вкладывать значительные средства в приобретение современного производственного оборудования.

Олег Рогозин



Возврат к списку

Яндекс.Метрика Детективное агентство "Открытие"