НА ПУТИ К СТОЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ

01.03.2012 Музей истории

Очевидно, что знакомство с заводом следует начинать с его истории, материалы о которой хранятся в одном из крупнейших музеев промышленных предприятий Санкт-Петербурга. Музей ведет свою историю с 40-х годов прошлого столетия. После Великой Отечественной войны группа ветеранов завода приступила к созданию Кабинета истории верфи, который в 1957 году был преобразован в Народный музей истории Ленинградского судостроительного завода им. А.А.Жданова. В том же 1957 году на предприятии была утверждена специально назначенная комиссия по сбору материалов, связанных с историей завода. В комиссию вошли многие ветераны-ждановцы, которые в течение двух лет изучали архивные документы завода и собирали исторические реликвии, составившие основу музея.

Первая экспозиция была размещена в одном из помещений здания главной проходной завода, к 1974 году музей расширился и переехал в новый инженерный корпус, где занял шесть залов, а в 2004 году на базе существующей экспозиции был открыт, по сути, новый музей истории предприятия. Сейчас на площади 900 м2 расположены более 3000 экспонатов: модели кораблей и судов, построенных в разные годы на «Северной верфи», документы, награды, личные вещи рабочих и служащих предприятия и другие материалы. В 1980 году приказом Министра культуры РСФСР музею было присвоено звание «Народный музей».

В экспозицию музея входят также памятник, расположенный на территории завода, и мемориальные доски. Памятник создан из носовой части эсминца проекта 57бис, «Гремящий» построенного в 1960 году и переоборудованного в БПК проекта 57А в 1968 году. На обоих бортах стеллы выполнена надпись: «Корабелам, стоявшим насмерть!». Рядом установлен гранитный монолит, на котором выбиты имена погибших во время Великой Отечественной войны кораблей, построенных верфью : «Эсминцы: «Яков Свердлов», «Ленин», «Гневный», «Гордый», «Скорый»; тральщики: «Ударник», «Фугас», «Патрон»; сторожевики: «Циклон», «Буря», «Пурга», «Бриллиант», «Жемчуг», «Снег».

Экспозиция музея постоянно обновляется. Среди последних пополнений – выставка, посвященная событиям и быту нескольких поколений работников «Северной верфи» - с момента основания Путиловской верфи до распада Советского Союза и становления нового российского государства. Около 200 экспонатов музея «Северной верфи» причислены к памятникам культуры.

Музей посещали высшие руководители страны и Петербурга, командование ВМФ России и ВМС различных государств.

В музее регулярно проводятся экскурсии для работников завода, для школьников и учащихся высших и средних специальных учебных заведений, а также для делегатов и участников различных конференций городского и федерального уровня.



Начало

Акционерное общество Судостроительный завод «Северная верфь» ведет свою историю от судостроительного отдела Путиловского завода, основанного в 1890 г., который в 1908 г. выделился в самостоятельное предприятие. В период с 1887 - 1916 г.г. на Путиловском заводе было построено 6 миноносцев типа «Биорке», минные крейсеры «Доброволец» и «Московитянин», канонерская лодка «Кореец», 10 посыльных судов и другие суда. Высшим достижением конструкторов, инженеров и рабочих Путиловского завода, стало проектирование и строительство в 1910 – 1913 г. эскадренного миноносца «Новик» - первого в отечественном флоте корабля с паровыми турбинами. Имя «Новик» новому кораблю было присвоено в память крейсера , погибшего в Русско-японскую войну. «Новик» являлся головным кораблем массовой серии эсминцев (построено всего около 50 эсминце этого типа), который значительно превосходил все корабли этого класса по вооружению, живучести и установил мировой рекорд скорости – 37,2 уз.

Несомненно, что при подготовке к празднованию столетия, определяющим является музейный документ, с даты опубликования которого 14 ноября 1912 ( 01 ноября - по старому стилю) и ведет отсчет своего возраста верфь, заложенная на площади в 35 га, не считая акватории, южнее Путиловского завода, на заболоченном берегу Финского залива (Балтийский завод, например, в это время занимал 18 га, а Адмиралтейский - еще меньше).

Смелое решение – построить верфь на болоте – было принято после тщательного изучения иностранного опыта. Незадолго до этого, одна из ведущих германских судостроительных компаний – гамбургская фирм «Блом и Фосс» построила современную верфь на заболоченном берегу Эльбы. Для намывки новых территорий была приглашена голландская фирма «Аккерман и Ван Гаарен», имевшая богатый опыт гидротехнических работ. Строительство велось невиданными темпами. Все здания и сооружения возводились одновременно.

Всего за один год – с 1912 по 1913 – на Путиловской верфи были построены Большая и Малая судостроительные мастерские общей площадью 22 000 м2, турбинная мастерская с испытательной станцией для котлов и турбин, сборочно-установочная, медницкая, ремонтная мастерская, строительный и железнодорожный цеха. Эллинг проектировался длиной 250 и шириной 80 м., на нем можно было построить корабли и суда водоизмещением до 50 тыс. т.

Однако построенная часть эллинга имела длину только 150 м., что на многие десятилетия ограничило размеры строящихся на заводе кораблей и судов. К югу от эллинга были сооружены четыре открытых стапеля, на которых предполагалось строить миноносцы и другие корабли и суда водоизмещением до 2 тыс. т. Входящий в Морской канал внутренний бассейн глубиной до 7,8 м. (ковш), вырытый для достройки и ремонта кораблей имел длину 639 м. и ширину 205 м.

После назначения адмирала И.К. Григоровича морским министром, Государственной думой 6 июня 1912 года была принята «Программа спешного усиления Балтийского флота на 1912 - 1916 годы», как часть Большой судостроительной программы. И уже к годовщине со дня основания состоялись торжества и закладка новых кораблей.

В этот день со старых стапелей Путиловского завода было спущено на воду спасательное судно «Волхов», вскоре переведенное для достройки в бассейн новой верфи. На новом эллинге были торжественно заложены корпуса легких крейсеров «Адмирал Бутаков» и «Адмирал Спиридонов», а на стапелях – 4 эскадренных миноносца типа «Новик». В ноябре 1914 г. на верфи были заложены еще 2 эсминца типа «Новик». По контракту, крейсер «Адмирал Бутаков» должны были сдать флоту 1 августа 1915г., в «Адмирал Спиридонов» - 15 октября 1915 г.

Завершению работ в полном объеме помешала Первая мировая война. Степень технической готовности на момент прекращения постройки составляла не более 45-50%. Недостроенный крейсер «Адмирал Спиридонов» в 1924 – 1926 гг. на Северной верфи переоборудовали в дизельный танкер «Грознефть». Сдача первого корабля типа «Новик» - эсминца «Капитан 2 ранга Изыльметьев» происходила в Гельсингфорсе летом 1916 г. В конце 1916 г. вошел в строй эсминец «Лейтенант Ильин», в следующем году – «Капитан 1 ранга Миклухо-Маклай». Остальные корабли не были достроены в срок.

В 1915 году Путиловская верфь осуществляет переоборудование в гидроавиатранспорт «Орлица» коммерческого судна «Императрица Александра» водоизмещением 3800 т. В феврале того же года верфь получает заказ на постройку тральщиков типа «Капсюль» водоизмещением 248 т, которые были сданы заказчику в конце марта 1916 г. Месяцем раньше начинается строительство пяти тральщиков типа «Ударник». Два тральщика «Ударник» и «Защитник» спустили на воду 23 июля 1916 г., а 14 июля, по завершению испытаний, их приняли в состав флота.

В 1916 г. на Путиловской верфи строились 2 крейсера типа «Светлана», 8 миноносцев типа «Новик» и 10 тральщиков. Летом этого года со стапелей верфи в один день было спущено 5 судов – 1 крейсер, 2 эсминца и 2 тральщика. В сентябре 1916 года Путиловская верфь сдает Балтийскому флоту плавбазу подводных лодок «Тосно», переоборудованную из английского грузового парохода, водоизмещением 3200т. В 1916 году на Путиловской верфи работало 4500 рабочих.

В октябре 1921 г. Путиловская верфь переименована в Северную верфь и завод в основном был занят строительством коммерческих судов различного назначения. Всего с 1928 по 1937 гг. на Северной верфи было построено 18 сторожевых кораблей. Закладка шести сторожевых кораблей водоизмещением 534 т, со скоростю 25,8 уз, при суммарной мощности двух ГТЗА 6850 л.с. на Северной верфи состоялась 1 августа 1927 года. Им присвоили названия «Ураган», Тайфун», «Смерч», «Циклон», «Гроза» и «Вихрь». Головной корабль – «Ураган» - был спущен на воду 14 мая 1929 года.

В 1930 г. из Технического бюро Северной верфи выделено Бюро специального проектирования судов, на которое возложено проектирование боевых кораблей и катеров для Военно-морских сил РККА. С 1931 г. бюро было переименовано в Центральное конструкторское бюро специального судостроения (ЦКБС) – в дальнейшем ЦКБ-17 (Невское ПКБ).

По результатам первой мировой войны в составе итальянского и французского флотов появились новые большие эсминцы – «торпедоносцы» с сильным артиллерийским вооружением. 29 октября 1932 года на Северной верфи был заложен, а через год -18 ноября 1933 г. спущен на воду первый отечественный торпедоносец-лидер «Ленинград». На заводских испытаниях в 1935 г лидер показал скорость около 41,3 уз. В следующем году на одном из пробегов на мерной миле «Ленинград» при водоизмещении 2225 т и мощности турбин 67 250 л.с. развил скорость 43 уз. После продолжительных испытаний он вступил в состав Балтийского флота 5 декабря 1936 г. По измененной документации 5 октября 1934 г на верфи заложили второй лидер «Минск», который вступил в строй 15 февраля 1939 г. В октябре 1933 года верфь начинает постройку быстроходных тральщиков (проект № 3 типа «Фугас») «Заряд», «Буй», «Патрон» и «Фугас», При полном водоизмещении 433 тонн, оснащенный отечественными дизелями Коломенского завода корабль, развивал ход более 18 уз.,а с 1934 г. было начато строительство еще 4-х тральщикок нового проекта 53.

Для Морпогранохраны НКВД в 1934-1937 гг. по измененному проекту тральщиков «Фугас». четыре пограничных сторожевых корабля (ПСК) проекта 43, водоизмещеним 580 т и скоростью 17,2 уз.

В начале 1936 г. Северная верфь была переименована в завод имени А.А. Жданова. В июне 1935 г. по проекту 45, был заложен экспериментальный эсминец «Серго Орджоникидзе» (с 1940 г. – «Опытный»). Согласно проекту, корабль при водоизмещении около 1600 тонн и вооружении из трех башенных 130 - миллиметровых артиллерийских установок и двух 4-х трубных торпедных аппаратов для стрельбы торпедами калибра 533 миллиметра должен был развивать ход 42 узла и иметь дальность плавания экономическим ходом 20,5 узла не менее 3200 миль, а полным 1000 миль при запасе мазута 400 тонн (нормальный – 236 т). Корпус корабля проектировался типовым для будущих серийных эсминцев. При корпуса впервые в широких масштабах применяется электросварка, что позволило значительно сократить стапельный период – до пяти месяцев. Вследствие отсутствия ряда систем вооружения и аппаратуры котельной автоматики достройка «Серго Орджоникидзе» задерживается, а после начала подготовительных работ к постройке крупной серии эсминцев (проект 7 и 7У) отходит на второй план. В строй он так и не вступил и участвовал в обороне Ленинграда в качестве плавучей батареи.



Военное кораблестроение

Программой военного кораблестроения на 2 пятилетний план (1933 – 1938), утвержденной Советом Труда и Обороны 11 июля 1933 г. предусматривалось строительство большой серии эсминцев нового поколения, которые должны были заменить устаревшие к этому времени «новики».

Такими кораблями стали эсминцы типа «Гневный», которые занимают особое место в истории отечественного кораблестроения.

По заданию новые эсминцы должны были развивать скорость не менее 38 уз. Всего планировалось построить по этому проекту 53 корабля, затем Постановлением Правительства серию увеличили до 110 ед. Наиболее подготовленным к решению поставленной задачи оказалась Северная верфь, в начале 1936 года переименованная в Судостроительный завод им. А.А. Жданова. Именно здесь планировалась закладка большей части кораблей.

В ноябре 1935 – декабре 1936 гг. на заводе имени А.А. Жданова были заложены 17 эсминцев проекта 7. Головной эсминец этой серии «Гневный» спустили на воду 13 июля 1936 г. После доработки проект вместо линейного расположения энергетической установки, получил эшелонное, были установлены 4 новые котлы, увеличено количество зенитных орудий и др. Это был, по существу новый тип эсминца, которому присвоили обозначение – проект 7У («улучшенный»). Всего на заводе им. А.А. Жданова в 1936-1940 гг. было построено 14 эсминцев проектов 7 и три — 7У.

В предвоенные годы на заводе им. А.А. Жданова был построен экспериментальный корабль «Опытный» (проект 45).

На этом корабле отрабатывались вопросы электрической сварки судовых конструкций, вопросы применения новых механизмов и т.д. В состав БФ корабль был принят в сентябре 1941 г.



Взятый курс на создание океанского флота потребовал пересмотра взглядов на оценку боевых и технических качеств эскадренных миноносцев и в связи с окончанием строительства серии сторожевых кораблей типа «Ураган» было решено приступить к проектированию и строительству новой серии сторожевых кораблей – с более мощным артиллерийским вооружением, возросшей дальностью плавания, большей автономностью по пр. 29 – сторожевого корабля и начато его серийное строительство в Ленинграде, на заводе им. А.А. Жданова, в Николаеве и Комсомольске – на - Амуре. Закладка головного корабля состоялась 22 мая 1939 г.,а спуск на воду 21 июля 1940 г. На 22 июня 1941 г. общая техническая готовность «Ястреба» составляла 50%. Сторожевой корабль пр. 29 «Ястреб» был достроен в Ленинграде в и сдан флоту в 1944 г.

До весны 1941 г. на заводе им. А.А. Жданова были заложены еще 5 кораблей пр. 29 «Орел», «Коршун», «Беркут», «Сокол», «Гриф», а также 2 сторожевика для Морпогранохраны НКВД («Кречет» и «Зоркий»).

В августе 1937 г., одновременно с пересмотром программы строительства эсминцев пр. 7, было принято решение о проектировании корабля нового поколения пр.30 с эшелонированном расположением турбин, котлов и повышенной прочностью корпуса. Дальность плавания экономическим ходом предполагалось довести до 4000 миль, сохранив 38-узловую скорость полного хода.Технический проект был разработан конструкторским бюро завода им. А.А. Жданова в октябре 1939 г.,а головной эсминец пр.30 «Огневой» был заложен в Николаеве на заводе им. 61 коммунара в августе 1939 г. Планом заказов по судостроению на 1940 г. планировалось построить 15 кораблей на разных заводах со сроками сдачи 2-х кораблей в 1941 г., а остальных – в 1942 г.

Всего на заводе им. А.А. Жданова планировалось построить 14 эсминцев проекта 30. В первой половине 1941 г. на воду были спущены эсминцы «Отличный» и «Образцовый». Но в связи с началом войны ни один из кораблей достроен не был. В послевоенные годы на заводе им. А.А. Жданова по доработанному пр. 30К были достроены заложенные перед войной эсминцы «Отличный», «Образцовый», «Отважный» и «Одаренный», корпуса других кораблей были разбраны.



Все для победы

К началу Великой Отечественной войны на заводе № 190 им. А.А. Жданова трудилось 11,5 тыс. человек. На второй день войны на завод пришел пассажирский теплоход «Андрей Жданов» - его требовалось срочно переоборудовать под госпитальное судно. Через три недели оно было готово к приему раненых. По инициативе заводчан были спроектированы и изготовлены из имеющихся на складе 130-миллиметровых орудий железнодорожные батареи, на базе 15-тонных железнодорожных платформ. Всего было изготовлено 12 таких артиллерийских установок, которые обороняли Ленинград до полного снятия блокады. В течение одной недели был полностью демонтирован турбинный цех и вывезен в тыл. Последний эшелон с оборудованием ушел за сутки до установления блокады города. До конца 1941 года завод выполнил восстановительный ремонт лидера «Минск», потопленного в августе в Кронштадте авиацией противника.

В связи с близостью завода к линии фронта (3-4 км до передовой), механический, инструментальный, деревообрабатывающий, меднолитейный, сталелитейный, кузнечный, все вспомогательные цеха и службы завода были перебазированы на Выборгскую строну, где после монтажа станков продолжался выпуск боеприпасов для фронта. На старом месте остались лишь корпусостроительные цеха. До конца 1941 года на заводе было изготовлено около 18 000 мин и 6 000 снарядов, 15 артиллерийских и 135 пулеметных дотов.

В марте 1942 года Государственный Комитет обороны вынес решение, обязывающее ленинградских судостроителей построить к 15 мая 11 несамоходных барж, грузоподъемностью по 600 тонн каждая, для организации снабжения через Ладожское озеро. Заготовки для барж делали в Ленинграде, баржи «россыпью» перевозили на Ладогу для сборки. Завод им. А.А. Жданова построил три баржи грузоподъемностью 900 тонн, 18 плашкоутов, грузоподъемностью 25 тонн. Всего для Ладожского озера тремя судостроительными заводами Ленинграда было построено 14 барж, первая за 20 дней, последующие за 6-10 дней. Таких сроков не знали и в мирное время при хорошем обеспечении работ.

В 1943 году на заводе № 190 им. А.А. Жданова начался ремонт СКР «Вихрь», он пришел на завод в 1941 году для капитального ремонта. В этом же году началась серийная постройка малых тральщиков - «стотонников». В 1944 году заводчане построили девять «стотонников». После снятия блокады завод начал перебазирование на старую территорию, не прекращая выпуск продукции. В 1944-1945 гг. продолжалась постройка малых тральщиков и ремонт боевых кораблей (эсминца «Стерегущий» и др.).



"Морской вестник", №1 (41), 1 марта 2012г.



Возврат к списку

Яндекс.Метрика Детективное агентство "Открытие"